10.01.2014. Лебедев Александр Вадимович:
Адрес: Российская Федерация, 119119, Москва, Ленинский проспект, 42, Федерация Независимых Профсоюзов России Факс: +7(495)930-99-83 Справки по письмам: +7(495)938-88-24 Прием почты: +7(495)938-78-99 Юридическая консультация: +7(495)938-84-39 от Лебедева Александра Вадимовича пенсионера, ветерана труда проживающего по адресу: 356012: ул. Калинина, д.98,ст.Расшеватская, Новоалександровский район Ставропольский край Тел.89034164509 Email:neksikan1979@yandex.ru ЗАЯВЛЕНИЕ. Прошу Вас дать мне разъяснение по трудовому Законодательству РФ, а именно: -- относится ли выработанный гражданином в Районах Крайнего Севера (Магаданская область) трудовой стаж длительностью 16 лет к СПЕЦИАЛЬНОМУ СТАЖУ наравне со Списком №2 если и в настоящее действуют следующие законодательные нормативно правовые акты 1). Конституция Российской Федерации статья 55,п.2 гласит – «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и +гражданина». 2 ). Постановлением КС от 29.01.2004г. № 2-П. предусмотрено: - «С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2). Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды. …..Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. ….. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.» 3). Правоприменительной практикой условия и нормы пенсионного обеспечения, установленные до 1 января 2002 г., в отношении которых Закон о трудовых пенсиях не устанавливает иного правового решения либо вообще не регулирует данную область пенсионных правоотношений, подлежат применению и после 1 января 2002 г. как не противоречащие этому Закону (Постановление Минтруда РФ от 25 марта 2002 г. N 21 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения пункта 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Российская газета" от 29 мая 2002 г.). 4). МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАЗЪЯСНЕНИЕ от 17 октября 2003 г. N 4 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УСТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЯМИ 27, 28, 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 1. При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. Термин "СПЕЦИАЛЬНЫЙ СТАЖ" включает в себя все виды стажа, которые дают какие-то льготы в пенсионном обеспечении. Это: а) стаж по списку № 1, б) стаж по списку № 2, в) стаж педагогический, г) стаж работников локомотивных бригад, д) стаж северный, е) и т.д. и т.п. Всё это виды СПЕЦИАЛЬНОГО СТАЖА. В ст. 12 Закона "О госпенсиях" от 20.11.1989г.№340-1 говорится о стаже в особых условиях труда. В ст. 14 Закона "О госпенсиях" от 20.11.1989г.№340-1 говорится о стаже в северных районах (РКС и РПкРКС). Из ст. 16 Закона "О госпенсиях" от 20.11.1989г.№340-1 следует, что за каждый год работы в особых условиях труда сверх требуемого (7,5 и 10 список № 1; 10 и 12,5 Список № 2; др. основания) и за каждый год работы в РКС или РПкРКС (15 в РКС и 20 в РПкРКС). Работа в особых условиях труда и работа на Севере - статья 16 Закона "О госпенсиях" от 20.11.1990г. №340-1 определяет как стаж СПЕЦИАЛЬНЫЙ. Именно как стаж СПЕЦИАЛЬНЫЙ определяет ГУ УПФ РФ по в своём разъяснении в исх. № 0810/1785-Л от 08 августа 2006 года период моей работы с 12 июня 1979г. по 16 января 1995г. в Районах Крайнего Севера: - «Поскольку «северный» стаж в соответствии со ст. 88 Закона от 20.11.1990г. относится к специальному трудовому стажу , то при подсчёте стажа работы в районах Крайнего Севера также применяется порядок исчисления специального трудового стажа, предусмотренный разъяснением от 22.05.1996г.». Исх. №02-10/1930 от 11 июня 2008г. ГУ УПФ РФ в своём разъяснении подтверждает, что: - «Статья 88 Закона гласит, что специальный трудовой стаж есть суммарная продолжительность определённой трудовой деятельности, с учётом которой устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (ст.12) и работой на Крайнем Севере (ст.14)». Исх. № 864 от 06 июля 2009г. ГУ УПФ РФ подтверждает, что:- -«В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г.№ 2-П стаж на соответствующих видах работ может быть подсчитан по нормам пенсионного законодательства, действовавшего до введения в действие ФЗ «О трудовых пенсиях», то есть действовавшего на 31.12.2001г. На 31.12.2001г. пенсионное обеспечение граждан регулировалось Законом Российской Федерации от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон от 20.11.1990г.) Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, трудовая пенсия по старости устанавливалась досрочно в соответствии со статьёй 14 данного Закона. К работе на Крайнем Севере приравнивалась трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона (приравнивалась работа в связи с особыми условиями труда). По нормам ранее действовавшего на 31.12.2001г. пенсионного законодательства подсчёт специального трудового стажа производился с учётом разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от 22.05.1996г. №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.12, 78, 78.1, Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённого постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996г. №299 (далее разъяснение от 22.05.1996г.» Поскольку «северный» стаж в соответствии со статьёй 88 Закона от 20.11.1990г. относится к специальному трудовому стажу, то при подсчёте стажа работы в районах Крайнего Севера также применяется порядок исчисления специального стажа, предусмотренный разъяснением от 22.05.1996г.№29 (далее разъяснение от 22.05.1996г.). Согласно указанному разъяснению в специальный трудовой стаж засчитываются наравне с работой, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.» 27 июля 2009г. за №01/05-15/2367 ГУ УПФ РФ признаёт что «северный» стаж относится к специальному стажу. Поскольку «северный» стаж в соответствии со статьёй 88 Закона от 20.11.1990г. относится к специальному трудовому стажу, то при подсчёте стажа работы в районах Крайнего Севера также применяется порядок исчисления специального стажа, предусмотренный разъяснением от 22.05.1996г.№29 (далее разъяснение от 22.05.1996г.). Это подтверждает ГУ УПФ РФ 26 августа 2009г. №01-05-15/2926. Поскольку «северный» стаж в соответствии со статьёй 88 Закона от 20.11.1990г. относится к специальному трудовому стажу, то при подсчёте стажа работы в районах Крайнего Севера также применяется порядок исчисления специального стажа, предусмотренный разъяснением от 22.05.1996г.№29 (далее разъяснение от 22.05.1996г.). Журнал «Пенсия», официальный орган Пенсионного Фонда РФ, № 11, в отделе «Правоприменительная практика», в статье «Установление трудовой пенсии с учётом решений Конституционного Суда РФ» абз.6,7,8,9 даёт разъяснение о том что: - -«Одним из компонентов, применяемых при установлении трудовой пенсии, является продолжительность стажа (страхового, на соответствующих видах работы, общего трудового) гражданина, обратившегося за установлением пенсии. Соответствующий вид стажа применяется при определении права на пенсию либо при определении размера пенсии. Для приобретения права на пенсию требуется страховой стаж определённой продолжительности, а для досрочных пенсий по старости, назначаемых до достижения возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно), кроме страхового (либо вместо страхового стажа) – стаж на соответствующих видах работ. При определении размера пенсии (размера страховой части трудовой пенсии) учитывается общий трудовой стаж, приобретённый на 1 января 2002г. Кроме того, для отдельных категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости, при определении размера трудовой пенсии вместо общего трудового стажа может применяться стаж на соответствующих видах работ (специальный трудовой стаж), приобретённый на 1 января 2002 года.» Ответ прошу Вас дать мне официально в письменном виде, а также и по электронной почте - Email:neksikan1979@yandex.ru 07 января 2014г. __________Лебедев.А.В.
Федерация Независимых Профсоюзов России осуществляет защиту социально-трудовых прав и законных интересов граждан-членов профсоюзов (п.1.2. Общего положения о работе с обращениями граждан в ФНПР и ее членских организациях (утверждено постановлением Исполкома ФНПР от 29.01.2008 № 1-17).
В настоящее время Вы не состоите на учете в первичной профсоюзной организации в качестве члена профсоюза.
Поставленные в обращении вопросы о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости подлежат рассмотрению в судебном порядке.
Правовой департамент Аппарата ФНПР