В какой форме проводится проверка обращений за оказанием помощи для восстановления нарушенных трудовых прав профсоюзами?
В соответствии со
статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации профсоюзы осуществляют
контроль за соблюдением работодателями и их представителями
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
С этой целью общероссийские профессиональные союзы и их объединения
могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые
наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми
общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями (ч. 3 ст. 370 ТК
РФ).
Правовые инспекторы труда профсоюзов в соответствии с
ч. 6 ст. 370 ТК РФ и Типовым положением о правовой инспекции труда профсоюзов
(утв. постановлением Исполкома ФНПР от 22.11.2011 № 6-11) для осуществления
профсоюзного контроля наделяются следующими полномочиями:
беспрепятственно в любое время суток посещать любых
работодателей, у которых работают члены данного профсоюза;
запрашивать и беспрепятственно получать у работодателей
и их представителей документы, объяснения, информацию, необходимые для
выполнения контрольных функций;
направлять работодателям обязательные для рассмотрения
представления об устранении выявленных нарушений, контролировать их выполнение,
добиваться устранения выявленных нарушений в установленном законодательством
порядке;
обращаться в соответствующие органы с требованием
о привлечении к ответственности лиц,
виновных в нарушении трудового законодательства;
готовить для направления в органы прокуратуры,
федеральную инспекцию труда, вышестоящие органы хозяйствующего субъекта,
собственникам (учредителям) материалы с предложениями принятия к виновным в
невыполнении представлений (требований) мер уголовного, административного,
дисциплинарного воздействия.
При осуществлении указанных
проверок правовые инспекторы труда наделены правом взаимодействовать с органами
прокуратуры, федеральной инспекцией труда, другими органами государственного
контроля (надзора) и участвовать в совместных с указанными органами проверках
соблюдения трудового законодательства (п. 3.6. Типового положения о правовой
инспекции труда профсоюзов).
Необходимо отметить, что при проведении
проверок трудового законодательства по жалобе работника на действия
работодателя правовые инспекторы труда обязаны воздерживаться от сообщения
работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его
обращением и заявитель возражает против сообщения работодателю (его представителю)
данных об источнике жалобы (п. 4.10 Типового
положения о правовой инспекции труда профсоюзов).
Помимо правовых
инспекторов труда профсоюзный контроль за соблюдением
работодателями и их представителями трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими
условий коллективных договоров, соглашений вправе осуществлять соответствующие
профсоюзные органы, иные избранные работниками представители (например,
профсоюзный комитет, профсоюзный актив и др.).
В силу статьи 195
Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа
работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного
подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных
актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора,
соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган
работников. В случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан
применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения
организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Правовой
департамент Аппарата ФНПР